В ТВОРЕНИЯХ УЗБЕКСКОЙ И АРАБСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СИСТЕМЫ «СТАРОЙ ШКОЛЫ»
DOI:
https://doi.org/10.37547%20/os/vol-02-01-02-03Ключевые слова:
Старая школа, система мусульманского образо¬вания, медресе, просветительская литература, «Айям», «Воспоминания памяти», «Мулла», образовательные реформы.Аннотация
В данной статье рассматривается образ «старой школы» в произведениях арабо-узбекских писателей. В Средние века общеисламская цивилизация прошла в своем развитии этапы большого культурного, научного и литературного подъема. Исламское просвещение требовало, чтобы праведный мусульманин осознавал божественное и мирское знание. Традиционная мусульманская система образования была двухступенчатая, первая – это школа, дающая базовые знания, письмо, чтение, а также ставились такие задачи, как заучивание Корана. Затем образовательный процесс перешел в средние и высшие религиозные учебные заведения-медресе. Здесь готовили писарей и школьных учителей, секретарей (служащих) государственных учреждений. Медресе часто открывались рядом с большими мечетями. В медресе преподавалось религиоведение – толкование Священного Корана, хадисов, законов шариата, и наряду с этим преподавались медицина, астрология, математик, философия, география и многие другие предметы. Наши великие ученые, которые известны во всем мире, получили именно такое традиционное мусульманское образование.
Также в данной статье говорится о том, что к позднему Средневековью начальные учебные центры – школы утратили свою былую сущность и превратились в учреждение, в основном обучающее азбуке и заучивающее Священный Коран без толкового объяснения его смысла. К новому времени такие школы были оторваны от жизни в обеспечении образования и совершенно не реагировали на происходящие изменения. Большую часть времени их обучали неграмотные муллы, которые использовали только старые традиционные методы обучения детей. В новую эпоху, особенно в эпоху просвещения (XIX-начало XX вв.), как в Туркестане, так и в арабском мире все более обострялась потребность в новых школах и современном образовании. Старая школьная система подвергалась резкой критике. Интересно отметить, что этот процесс происходил одновременно в Туркестане и в арабском мире, хотя эти регионы расположены далеко друг от друга. Художественная литература, являющаяся современным ответом на вопросы жизни, подошла к проблеме старой школы и нашла свое выражение в произведениях просвещенных писателей Садриддина Айния и Абдуллы Авлони в Туркестане.
Садриддин Айний в своем произведении «Старая школа» показывает медлительность системы образования того времени, равнодушие людей, что они жили мыслями о сегодняшнем дне и не уделяли должного внимания судьбам своих детей. Наряду с узбекской интеллигенцией роман «Дни» («Айям») великого арабского писателя Тоха Хусейна, «Мулла» известного писателя кувейтской литературы Сурайи аль-Баксами, «Воспоминания о памяти» Шейхи аль-Нахи, яркий представитель литературы Объединенных Арабских Эмиратов, анализируются в статье.нарисовано. Стоит отметить, что ситуация, представленная выше в «Старой школе» Садриддина Айни, прослеживается и в романе Тоха Хусейна «Дни», созданном в 30-х годах 20 века, а также в повести «Мулла» Сурайя аль-Баксами, созданной в 70-х годов ХХ века.
Скачивания
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Лицензия
Copyright (c) 2024 Shaxlo Ahmedova
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Authors retain copyright and grant the journal right of first publication with the work simultaneously licensed under a Creative Commons XX License...