+998712334521 nashriyot@tsuos.uz
ISSN
Impact Factor
6.978
Country
Uzbekistan

В ТВОРЕНИЯХ УЗБЕКСКОЙ И АРАБСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СИСТЕМЫ «СТАРОЙ ШКОЛЫ»

Авторы

  • Shaxlo Ahmedova

DOI:

https://doi.org/10.37547%20/os/vol-02-01-02-03

Ключевые слова:

Старая школа, система мусульманского образо¬вания, медресе, просветительская литература, «Айям», «Воспоминания памяти», «Мулла», образовательные реформы.

Аннотация

В данной статье рассматривается образ «старой школы» в произве­дениях арабо-узбекских писателей. В Средние века общеисламская цивилизация прош­ла в своем развитии этапы большого культурного, научного и литературного подъе­ма. Исламское просвещение требовало, чтобы праведный мусульманин осоз­на­вал бо­жест­венное и мирское знание. Традиционная мусульманская система обра­зова­ния была двухступенчатая, первая – это школа, дающая базовые знания, письмо, чтение, а также ставились такие задачи, как заучивание Корана. Затем образо­ва­тельный процесс перешел в средние и высшие религиозные учебные заведения-медресе. Здесь готовили писарей и школьных учителей, секретарей (служащих) государст­венных уч­реж­дений. Медресе часто открывались рядом с большими мечетями. В медресе пре­по­давалось религиоведение – толкование Священного Корана, хадисов, законов ша­риа­та, и наряду с этим преподавались медицина, астрология, математик, философия, география и многие другие предметы. Наши великие ученые, которые известны во всем мире, получили именно такое традиционное мусульманское образование.

Также в данной статье говорится о том, что к позднему Средневековью началь­ные учебные центры – школы утратили свою былую сущность и превратились в уч­реж­дение, в основном обучающее азбуке и заучивающее Священный Коран без тол­ко­вого объяснения его смысла. К новому времени такие школы были оторваны от жизни в обеспечении образования и совершенно не реагировали на происходящие изменения. Большую часть времени их обучали неграмотные муллы, которые использовали только старые традиционные методы обучения детей. В новую эпоху, особенно в эпоху просвещения (XIX-начало XX вв.), как в Туркестане, так и в арабском мире все более обострялась потребность в новых школах и современном образовании. Старая школьная система подвергалась резкой критике. Интересно отметить, что этот процесс происходил одновременно в Туркестане и в арабском мире, хотя эти регионы расположены далеко друг от друга. Художественная литература, являющаяся современным ответом на вопросы жизни, подошла к проблеме старой школы и нашла свое выражение в произведениях просвещенных писателей Садриддина Айния и Абдуллы Авлони в Туркестане.

Садриддин Айний в своем произведении «Старая школа» показывает медлитель­ность системы образования того времени, равнодушие людей, что они жили мыслями о сегодняшнем дне и не уделяли должного внимания судьбам своих детей. Наряду с узбекской интеллигенцией роман «Дни» («Айям») великого арабского писателя Тоха Хусейна, «Мулла» известного писателя кувейтской литературы Сурайи аль-Баксами, «Воспоминания о памяти» Шейхи аль-Нахи, яркий представитель литературы Объе­ди­ненных Арабских Эмиратов, анализируются в статье.нарисовано. Стоит отме­тить, что ситуация, представленная выше в «Старой школе» Садриддина Айни, прос­ле­живается и в романе Тоха Хусейна «Дни», созданном в 30-х годах 20 века, а также в повести «Мулла» Сурайя аль-Баксами, созданной в 70-х годов ХХ века.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Загрузки

Опубликован

2024-11-07

Как цитировать

Ahmedova, S. (2024). В ТВОРЕНИЯХ УЗБЕКСКОЙ И АРАБСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СИСТЕМЫ «СТАРОЙ ШКОЛЫ». Востоковедение, 2(01), 18–25. https://doi.org/10.37547 /os/vol-02-01-02-03

Выпуск

Раздел

Статьи

Категории

Tashkent Uzbekistan
nashriyot@tsuos.uz
Call : +998712334521