+998712334521 nashriyot@tsuos.uz
ISSN
Impact Factor
6.978
Country
Uzbekistan

КОНЦЕПТУАЛЬНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТРАНСФОРМАЦИИ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ: КОНФУЦИАНСТВО – НЕОКОНФУЦИАНСТВО

Авторы

  • Emine Izzetova

DOI:

https://doi.org/10.37547/os/vol-03-01-02-23

Ключевые слова:

неоконфуцианство, конфуцианство, даосизм, инь-ян, учение о принципе, «индивидуальная природа» (син), «предопределение» (мин), «долг-спра¬ведливость» (и), «принцип» (ли), «учение сердца», натурфилософское – нумерологическое знание, социально-утилитарное знание, совершенномудрый, достойный, искренность, преемство

Аннотация

Научная статья посвящена анализу основных этапов генезиса и эволюции философии неоконфуцианства как важной составляющей духовной культуры Китая. Определены идейно-теоретические и культурные истоки его становлении, которые восходят к конфуцианству, а так же рассмотрены различные варианты определения данного феномена. Выявлены социально-исторические причины возник­новения философии неконфуцианства. Обоснована позиция, что этическая доминанта конфуцианства трансформировалась в неоконфуцианстве в этический универсализм.

Проведен анализ учения Чжоу Дуньи «утерянный Путь совершенномудрых и дос­тойных». Рассмотрен концепт братьев Чэн известный под формулировкой «обре­тение сокровенной тайны наследования сердца древних правителей и государей». Акцент поставлен на определении неоконфуцианства как «учения сунских конфуцианцев» и «восстановления наследия Мэн-цзы», предложенный Чжу Си.  Акцент поставлен на роли школ братьев Чэн – Чжу (Си), Лу-Ван в становлении неоконфуцианства.

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена: во-первых, обострением духовной  ситуации в социокультурном пространстве, поэтому философы, ученые все чаще обра­щаются к проблемам совершенствования экзистенциальных составляющих челове­чес­кого мира; во-вторых, антропогенный фактор  становится источником всех проблем эпохи неоглобализма и дисгармонизации  взаимоотношений в системе «человек-общест­во-государство»; в-третьих, учения разработанные мыслителями восточной и западной философии, должны стать стержнем, вокруг которых сосредоточатся все тео­ретические и прикладные исследования;  в-четвертых, именно «восточно-западный» синтез сумеет вернуть человеку духовное совершенство,  исцелить  человеческую природу,  восстановить интегральную  картину мира, ориентировать на достижение идеала «Великой Гармонии». 

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Загрузки

Опубликован

2024-09-24

Как цитировать

Izzetova, E. (2024). КОНЦЕПТУАЛЬНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТРАНСФОРМАЦИИ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ: КОНФУЦИАНСТВО – НЕОКОНФУЦИАНСТВО. Востоковедение, 3(02), 260–271. https://doi.org/10.37547/os/vol-03-01-02-23

Выпуск

Раздел

Статьи

Категории

Tashkent Uzbekistan
nashriyot@tsuos.uz
Call : +998712334521