+998712334521 nashriyot@tsuos.uz
Impact Factor
6.978
Country
Uzbekistan

О МЕСТЕ АХМАДА ЯССАВИ В ИСТОРИИ ТЮРКСКИХ НАРОДОВ

Авторы

  • ХАСАН НОДИРХОН

DOI:

https://doi.org/10.37547/ot/vol-03-03-16

Ключевые слова:

Ходжа Ахмед Яссави, Яссави, тюрксий язык, «Девони хикмат», муд¬рость, суфизм, последователь, исследование.

Аннотация

Известно, что Ходжа Ахмед Яссави первым среди тюркских народов основал самостоятельную орден, мистик-творец, положивший начало традиции мудрости в суфийской литературе. При жизни Пири Туркестана и позднее, следуя его мудрости, написание суфийских четверостиший в этом порядке стало священным обычаем. Эти стихи взяты из сборников под названием «Девони хикмат» или «Хикмат», которые переписывались в разные периоды. Взгляды Ахмада Яссави дошли почти до всех представителей тюркских стран и нашли свое место в их духовной и литературной жизни.

Учение Ахмада Яссави способствовало утверждению в Туркестане в его время и в более поздние времена суфийских воззрений, соответствующих суннатскому верованию. Под влиянием его идей открыла свои двери суфийская тюркская литература. В результате этого возникла литература по яссавизму, особенно в Моваруннахре, в которой имеется много интересных рассказов, повествований и сведений об Ахмеде Яссави, его халифе и его последователях, об отношениях правителей и народа с великим вождём. Примеры произведений последователей Яссави в экземплярах «Девони хикмат» также способствовали донесению идей Яссави до следующих столетий. Начиная с Алишера Навои, следы влияния Яссави можно наблюдать в творчестве многих представителей поэзии, таких как Машраб, Суфи Оллойор, Маджзуб и Хувайдо. Ведь Ахмад Яссави сумел выразить свои взгляды, используя внутренние возможности народной поэзии, а также добиться того, чтобы слова, мысли и чувства легко проникали в сердце читателя. Не только в литературе представителей Средней Азии, но и в литературе тюркских народов можно найти множество последователей, таких как Юнус Эмро, Сайод Хамза, Махтумкули, Мавло Кули, Кул Али, Хаджи Бекташ Вали, которые продолжили учение Ахмеда Яссави. Итак, в процессах исторического становления и развития тюркской литературы важную роль на месте религиозно-мистических идей играло творчество Яссави и его школы. В статье приводятся краткие научные наблюдение об Ахмеда Яссави, которые проводились учеными тюркских народов.

Загрузки

Опубликован

2025-03-12

Выпуск

Раздел

Articles

Tashkent Uzbekistan
nashriyot@tsuos.uz
Call : +998712334521