ТРАДИЦИЯ И САМООБРАЗИЕ В ЛИТЕРАТУРНОЙ СРЕДЕ ХОРАЗМА
DOI:
https://doi.org/10.37547/ot/vol-02-04-03Ключевые слова:
Хорезмская литературная школа, литература, диван, газель, татаббу, тазмин, рифма, радиф, Навои, Султани, аналих.Аннотация
В данной статье литературная среда Хорезма и влияние на нее творчества Алишера Навои, создание татаббу, написанного принц поэт Саййид Насир Тора Султани, авторами, отдавшими дань уважения газелями Навои, Огахи, Ахмад Tабиби и вслед за ними, говорится, что газель татаббу была написана уникальным способом, основанным на традициях.
Сайид Насир будет внуком Мухаммад Рахим хана II Феруза, он получил образование в медресу и научился науке поэзии у своих учителей. Сайид Насир Тора писал стихи под псевдонимом Султани. Султани писал на узбекском и персидско-таджикском языках. Сведения о Султани приводятся в исторических источниках Хорезмской литературной среды. Лирических стихи поэта собраны в “Девани Султанеи”. «Девоны Султани» хранится в рукописном Фонде Института востоковедения имени Абу райхан Беруни Республики Узбекистан под номером АР-7095. Специальной девоча для Девана написано не было. Естоь колофон. Кроме того, газели Султани представлены в сборниках и байазах. Стихи Султани созданы в соответствии с классическими традициями. В «Девони Султани» более 300 газелей, газели также написаны в стиле татаббу. Большинство тахмис мухамммасы написаны в газелях таких поэтов, как Алишер Навои, Физули, Мунис, Огахи, Феруз.
Всего в «Дивани Султани» дано 12 стихотворений разного жанра. Султани «Саҳар ховар шаҳиким чарх узра хайли ҳашам чекди, Шиойи хат била кўхсор уза олтун алам чекти» вдохновленный газелью, начинающейся со стиха, он смог создать оригинальные аллегорические и метафорические образы для выражения своих взглядов и идей используя художественные средства и методы Навои. Султани творчески подходил к традиционным образам и выражениям и интерпретировал их оргинально на уровне своего времени.