СВИДЕТЕЛЬСТВА ПИСЬМЕННЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ИСТОРИИ БУДДИЗМА В ВОСТОЧНОМ ТУРКЕСТАНЕ
Ключевые слова:
буддизм, Индия, Центральная АзияАннотация
В статье изучена история распространения буддизма в Восточном Туркестане и исследованы памятники буддизма в Турфанском оазисе. Также показано значение буддийских пещерных комплексов Дуньхуана для буддийского паломничества. Зародившись на территории Индии, как религия и философское учение, буддизм впоследствии распространился далеко за пределы своей родины. Центральная Азия сыграла ключевую роль в связях между древними Индией и Китаем. По Великому шелковому пути буддизм распространялся через Центральную Азию и дошел до Дуньхуана – центра буддизма в Китае. В начале ХХ в. здесь были обнаружены многочисленные пещеры с манускриптами, скульптурами и фресками, оставленные буддийскими монахами и паломниками о буддизме, об Индии и Центральной Азии. Буддийское влияние присутствовало в этом регионе с первых веков н.э. и далее, и на ранней стадии своего развития уйгурский буддизм находился, в основном, под влиянием тохарского и китайского буддизма. Уже, начиная с XI в, большинство уйгуров обратилось в буддизм, а уйгурский буддизм получил широкое и многообразное развитие.
Об уйгурском паломничестве мы узнаем из сохранившихся древних надписей уйгуров-паломников. Первым всеобъемлющим буддийским писанием, переведенным с китайского языка на древний уйгурский, является биография Сюань Цзана. Большое религиозное значение имеют различные священные места, которые стремятся посетить паломники. Среди таких святынь китайского буддизма – гора Утай. Религиозное почитание паломничества на гору Утай отмечено в древних уйгурских надписях паломников, найденных в пещерах Дуньхуана. Огромное количество надписей, представлявших почти все важные буддийские языки того времени и найденных в Дуньхуане, еще раз подчеркивает значение буддийских пещерных комплексов Дуньхуана для буддийского паломничества. Многочисленные надписи на санскрите, тохарском, сирийском, согдийском, староуйгурском и китайском языках указывают на многонациональность паломников, посещавших святые места в Турфанском оазисе.