ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ЖАНРА УТА-МОНОГАТАРИ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ ЯПОНИИ
DOI:
https://doi.org/10.37547/ot/vol-03-03-03%20%20%20Ключевые слова:
жанр, проза, ута-могогатари, средневековье, литературные процессы, сюжет, композиция.Аннотация
В статье рассматривается история изучения жанра ута-моноготари (歌物語), сыгравшую важную роль в процессе становления японской национальной прозы.
Интерес к этому вопросу определяется необходимостью понимания сложных литературных процессов, происходивших в Японии в период средневековья. Анализ сложных и неоднозначных литературных процессов, сопутствовавших развитию средневековой литературы Японии, имеет важное теоретическое значение. Изучение сложных внутри литературных процессов будет способствовать расширению представлений о литературных процессах культурного наследия народов стран Восточной Азии как на культурно-региональном уровне, так и в историком масштабе. Значимость данного исследования объясняется тем, что литература Японии на определённом этапе интенсивно развивалась и за сравнительно небольшой исторический период прошла путь от полуфольклорных поэтических антологий до создания романа-эпопеи.
В связи с этим, определение роли жанра ута-моноготари (歌物語) в истории литературы Японии помогает не только более полно воссоздать объективную картину развития японской литературы, но и проследить и проанализировать все стороны дальнейшего развития средневековий литературы Японии. Эпоха Хэйан вообще отличалась от всех предыдущих и последующих исторических периодов своеобразной формой мировоззрения, что и послужило почвой для развития жанра ута-моногатари.
Автором статьи предпринимается попытка проследить процесс становления и развития жанра ута-моногатари в рамках формирования национальной японской литературы. А именно, автор говорит об основных этапах становления и развития жанра ута-моногатари в контексте историко-литературного развития Японии IX–X вв, затрагивает сюжетные, композиционные и стилистические особенности литературного памятника.