ТРАДИЦИИ И НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ САУДОВСКОГО РАССКАЗА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
DOI:
https://doi.org/10.37547/ot/vol-02-01-07Ключевые слова:
флэшбэк, «сцены жизни», художественные приёмы, фрагментарность, этап «модернизации», образ «маленького человека», трагическая отчуждённость.Аннотация
в данной статье рассматривается новеллистический жанр в саудовской литературе, который претерпел значительные изменения в течение последних десятилетий ХХ и начале ХХI веков и названный саудовскими литературоведами «этапом экспериментального письма», или этапом «модернизации». Изменение, которое претерпело само понятие реалистического повествования, прежние установки приобрели у современных саудовских писателей новое содержание. Понятие внешнего мира престало ограничиваться в их творчестве художественным исследованием непосредственной реальности, а охватывало воспоминания, размышления и психологические переживания человека, изображается картина глубокого одиночества представителей творческой интеллигенции, и подвергаются критике порядки общественного устройства, при котором творческая личность не способна создавать новое, а может только выражать своё растущее состояние глубокой и трагической отчуждённости, на фоне всеобщего стремления к накопительству возникновения кризисных явлений в духовной сфере, выражающихся в отчуждении просвещённого человека от общества, и формированию поколения, неспособного к сопереживанию и состраданию к другим людям. Большинство писателей этапа «модернизации» стали избегать прежнего многословия и пространности в тексте рассказов, стремясь к эмоциональной насыщенности и ёмкости повествования. Писатели сознательно видоизменяли повествовательную форму, используя художественные приёмы, нарушающие хронологический порядок, сплавляя прошлое с настоящим, вводили сценические элементы и фрагментарность, используют технику флэшбэка, искусно соединяя выстроенные в форме кинокадров «сцены жизни» в одно небольшое по своей длине реалистическое полотно. Герой их рассказов образ «маленького человека», индифферентны, которые живут мелкими заботами, без внутреннего содержания и человеческого достоинства. «Маленькими» их делает не социальная система, а узость духовного мира.