ВЛИЯНИЕ ТРАДИЦИЙ ФИКХА МАВЕРАННАХРА И ХОРАСАНА НА ХАКИМА ТЕРМИЗИ
DOI:
https://doi.org/10.37547/ot/vol-02-02-18Ключевые слова:
ахл ар-ра'й (сторонники независимого суждения), ахл ал-хадис (сторонники предания), Абу Ханифа, имам Шафии, Ахмад ибн Ханбал, Хорасан, Мавераннахр, Хаким Тирмизи, кийас (аналогия), фикх (исламская юриспруденция), мухаддис, буквальный подход, матуридийская теология.Аннотация
В статье на основе источников анализируются процессы возникновения направлений Ахл ар- Ра'й и Ахл ал-Хадис, а также факторы повлиявшие на их формирование. В частности, в работе Шахристани «Аль-Милал ва-н-нихал» даётся короткое описание этих двух направлений. В статье раскрывается, что разница в подходе к источникам шариата между Ахл ал-Хадис и Ахл ар- Ра'й является не как разница между консерваторами и либералами, а скорее проявлением двух разных подходов к реализации положений Корана и Сунны. В этом отношении Ахл ар- Ра'й использовал более интеллектуальный подход к Корану и Сунне, в то время как Ахл ал-Хадис предпочитал более буквальный подход. Согласно распространенному мнению, ученые включают ханафитов в Ахл ар-Ра'й и три других мазхаба в Ахл ал-Хадис: шафиитов, маликитов и ханбалитов. В истории ислама были школы (мазхабы) помимо четырех школ юриспруденции Ахл ас-Сунны, но они не получили широкого распространения: Авзаи, Джарири (ибн Джарир Табари), Захири или Давуди и другие.
Автор проливает свет на возникновение в Ираке, Хорасане и Моваруннахре крупных центров ханафитского мазхаба и отмечает несколько причин высокого положения ханафитов в регионе: поддержка правящих классов, способность мазхаба к быстрой адаптации к новым реалиям, назначение судей в большинстве случае из среды ханафитов, учет обычаев и традиций при вынесении суждений и т.д. В статье выявляется, что мазхабы, кроме ханафизма, не смогли широко распространиться в Хорасане и Мавераннахре в IX-X веках. В результате утверждения в регионе ханафитской веры учёный-теолог Имам Мотуриди из Самарканда разработал принципы мотуридийского богословия. Хаким Тирмизи вырос в среде ханафизма, он был свидетелем трений между Ахл ар-Ра'й и Ахл ал-Хадис. Он в своих произведениях сформировал самостоятельную позицию по отношению к обоим из них.
Хаким Тирмизи подчеркивал важность методологии “кияс” (аналогия) плодотворно используемой в основном представителями Ахл ар-Ра'й и представил свою интерпретацию правильного применения данной методологии. Он призвал Ахл ал-Хадис избегать буквального подхода и выносить суждения, вникая в смысл религиозных текстов. Хаким Тирмизи также изложил в своих трудах разницу между позициями Ахл ал-Хадис и Ахл ар-Ра'й к хадисам: он дал свои выводы относительно цели повествований и правильной выработки суждений.